Вопрос о замене
компрессора на практике возникает
довольно часто. При замене
компрессоров работники сервисной
службы в первую очередь
руководствуются правилом —
заменяемый компонент должен
соответствовать оригиналу
производителя. Так ли это важно? Что
делать, если нет возможности
использовать оригинальный
компрессор, в силу его отсутствия?
Необходимо сделать
акцент на чисто геометрическую
совместимость компоновочной схемы (совместимость
посадочных мест, физический объем
компрессора, угол разворота
осушителя и так далее).
Наиболее
прогнозируемым параметром является
соответствие основания компрессора
по посадочным местам. Традиционно
для крепления роторного компрессора,
в наружных блоках используется
трехточечное основание в виде
равностороннего треугольника. В
таблице, подготовленной на базе
информации производителей
компрессоров, приведены данные о
диаметрах оснований роторных
компрессоров следующих марок (см.
таблицу).
Таким образом, для
оборудования с малой
холодопроизводительностью (5,000–9,000
BTU), используются в основном
компрессоры с диаметром основания 160
или 150 мм. Для моделей с номинальной
холодопроизводительностью 12,000 BTU и
выше практически все производители
используют основание диаметром 176 мм.
Из данных, приведенных в таблице,
можно сделать вывод, что в качестве
альтернативы можно использовать
компрессор любого производителя с
аналогичной
холодопроизводительностью.
Как показывает
практика, замена вышедшего из строя
компрессора любой холодильной
машины и, в частности, бытового
кондиционера требует выполнения
определенных правил, пренебрежение
которыми может привести к тому, что
выполненная работа и материальные
затраты окажутся напрасными и новый
компрессор преждевременно выйдет из
строя.
Среди причин выхода
компрессора из строя отметим
следующие:
- нарушение правил
монтажа кондиционера;
- нарушение правил
эксплуатации кондиционера;
- использование
некачественных материалов при
монтаже и обслуживании
кондиционера;
- заводской брак.
Типичными ошибками
монтажа являются:
- отсутствие
вакуумирования фреоновой
магистрали или недостаточное
вакуумирование. Следствие —
повышенное давление конденсации,
наличие водяных паров во фреоновом
контуре. Результатом как правило
является пробой изоляции обмотки
двигателя компрессора;
- нарушение правил
монтажа фреоновых магистралей, а
именно: несоблюдение уклонов,
отсутствие маслоподъемных петель,
слишком длинные магистрали, заломы
труб. Следствие — нарушение
системы смазки компрессора;
- некачественное
соединение фреоновых
трубопроводов;
- попадание
посторонних предметов в
трубопроводы (стружка остатки
припоя и флюса, мусор).
Нарушение правил
эксплуатации кондиционеров, к
сожалению, занимает далеко не
последнее место среди причин выхода
из строя компрессоров бытовых
кондиционеров. Наиболее характерные
из них:
- включение
кондиционера с реверсивным циклом
на «тепло» при температурах
окружающего воздуха ниже — 5°С;
- включение
кондиционера в режим «тепло» или «холод»
при утечке хладагента.
Оба эти нарушения
приводят к тому, что двигатель
герметичного компрессора, который,
как известно, охлаждается парами
хладагента перегревается, меняются
смазочные свойства масла, ухудшается
сопротивление изоляции, компрессор
выходит из строя.
Марка (производитель) |
Серия |
Холодопроизводительность |
Диаметр
платформы |
Hitachi |
Серия SG
(G) |
4.800-10.500
BTU |
160 |
Hitachi |
Серия SH
(H) |
11.800-23.200
BTU |
176 |
Matsushita |
Серия R |
5.000-7.500
BTU |
150 |
Matsushita |
Серия P |
6.500-13.500
BTU |
150 |
Matsushita |
Серия K |
11.900-26.500
BTU |
176 |
Matsushita |
Серия J |
15.500-35.000
BTU |
196/210 |
L'Unite
Hermetique |
Серия RGA |
6.800-9.450
BTU |
150 |
L'Unite
Hermetique |
Серия RK/TRK |
6.550-14.300
BTU |
176 |
SIAM (Mitsubishi
Electric) |
Серия RH |
7.500-15.700
BTU |
176 |
SIAM (Mitsubishi
Electric) |
Серия PH |
15.700-24.000
BTU |
196 |
SIAM (Mitsubishi
Electric) |
Серия NH |
15.700-34.000
BTU |
210 |
Reichi
Precision |
Серия 39 |
4.500-6.270
BTU |
150 |
Reichi
Precision |
Серия 44 |
7.100-10.830
BTU |
150 |
Reichi
Precision |
Серия 48 |
6.800-15.000
BTU |
176 |
Sanyo |
Серия
C-R33F |
6.780-9.200
BTU |
150 |
Sanyo |
Серия
C-R50F |
9.680-12.500
BTU |
176 |
LG Electronics |
Серия QB |
4.980-9.250
BTU |
150 |
LG Electronics |
Серия QK |
9.200-13.500
BTU |
176 |
LG Electronics |
Серия QJ |
11.750-18.300
BTU |
176 |
Daewoo-Carrier |
Серия EA |
5.000-9.000
BTU |
150 |
Daewoo-Carrier |
Серия EB |
9.500-11.000
BTU |
150 |
Daewoo-Carrier |
Серия EC |
11.500 -13.500
BTU |
176 |
Daewoo-Carrier |
Серия ED |
12.000-21.500
BTU |
176 |
Кроме того,
опасность включения кондиционера на
«тепло» зимой, заключается в
возможном повреждении клапанной
системы компрессора из-за попадания
в него жидкого, не испарившегося при
низкой температуре хладагента (гидроудар).
Что касается
использования некачественных
комплектующих в процесе монтажа, то
это в первую очередь относится к
медным трубам низкого качества,
иногда с мусором или стружкой внутри
или же хлада гентов с повышенной
влажностью, что чревато поломкой
компрессора.
Заводской брак при
изготовлении компрессоров, к счастью,
явление достаточно редкое.
Перед заменой
компрессора необходимо составить
оптимальный план работы, который во
многом зависит от степени и
характера загрязнения фреонового
контура посторонними примесями.
Эту информацию
можно получить с помощью анализа
проб масла компрессора. Для этого
производится демонтаж компрессора,
масло из которого сливается в чистую
емкость, и производится его проверка
на:
- цвет и запах масла;
- отсутствие
посторонних включений;
- экспресс анализ
масла на кислотность.
Масло должно быть
прозрачным, с легким нерезким
запахом.
Темное масло с
резким запахом гари указывает на то,
что компрессор перегревался,
произошло разложение масла. Тест
покажет высокую кислотность масла.
В этом случае
необходима промывка всей фреоновой
магистрали, включая трубопроводы
внутреннего и наружного блоков и
соединительной магистрали.
Если масло мутное и
имеет зеленоватый оттенок, то тест на
кислотность — положительный.
Сопутствующие признаки — внутренние
поверхности трубопроводов розового
цвета (результат травления меди
кислотой).
Анализ посторонних
включений во многих случаях
позволяет определить характер
повреждения компрессора, например:
- наличие стальной
или алюминиевой стружки указывает
на повреждение шатунно-поршневой
системы компрессора или клапанов,
что может быть результатом
нарушения системы смазки
компрессора, гидроудара или
заводского брака;
- наличие медной
стружки указывает на брак монтажа
или некачественные трубы;
- наличие хлопьев
сажи — на короткое замыкание
обмотки двигателя компрессора.
Замена компрессора
без промывки блока возможна, если
масло прозрачное, без посторонних
включений, анализ на кислотность
отрицательный.
Выполняются
следующие работы.
- Монтаж нового
компрессора в блок (чтобы
исключить попадание окалины
внутрь фреоновой магистрали, пайка
выполняется с азотом, остатки
флюса тщательно удаляются).
- Замена фильтра-осушителя.
- Тщательное
вакуумирование блока.
- Заправка блока
фреоном через жидкостной порт.
- Тестовый прогон
блока на стенде.
- Монтаж наружного
блока на месте установки
кондиционера.
Замена компрессора
с промывкой блока производится, если
условия замены без промывки не
выполняются, а именно — грязное или «кислое»
масло, наличие в масле посторонних
включений.
Сложность замены
компрессора в этих условиях
определяется большой вероятностью
попадания загрязненного масла (распределенного
по всем элементам фреоновой
магистрали) обратно в компрессор.
Поэтому необходимо
выполнить работы по промывке
элементов фреонового контура.
Сложность
конфигурации фреоновой магистрали
компрессорно-конденсаторного блока
и необходимость тщательного
удаления промывочной жидкости из
него требуют специального
оборудования, оснастки и владения
специальными навыками.
Процедура промывки
выглядит следующим образом.
1. Фреоновый контур
разбирается на составные части:
- входная
магистраль;
- теплообменник;
- выходная
магистраль.
2. Производится
промывка каждой отдельной части.
3. Производится
удаление промывочной жидкости из
каждой составной части.
4. Производится
сборка составных частей.
В качестве
промывочной жидкости могут быть
использованы фреоны R-11, R-113 или
четыреххлористый углерод.
Промывочная
жидкость должна отвечать следующим
условиям:
- хорошо растворять
минеральное масло и продукты его
разложения;
- не быть
агрессивной и ядовитой;
- иметь температуру
кипения при атмосферном давлении
выше 25°С.
Собственно
процедура промывки заключается в том,
что через промываемое устройство
направляется поток промывочной
жидкости с помощью специальной
промывочной станции или баллона с
промывочной жидкостью под давлением
азота. Степень промывки
контролируется визуально, по
прозрачности вытекающей промывочной
жидкости.
После промывки
остатки промывочной жидкости
удаляются продувкой азотом и
тщательным вакуумированием.
Основной
недостаток такого способа — большая
трудоемкость, вызванная
необходимостью разбирать
компрессорно-конденсаторный блок на
составные части и удалять из них
остатки промывочной жидкости.
Станция сбора и
регенерации, которая может быть
использована как промывочная
станция, существенно упрощает
процедуру промывки и снижает
трудозатраты.
В качестве
промывочной жидкости в этом случае
может быть использован фреон, на
котором работал кондиционер.
Подготовка
компрессорно-конденсаторного блока
к промывке заключается в демонтаже
компрессора, соединении
трубопроводов всасывания и
нагнетания, шунтировании
расширительного устройства.
Дополнительно к
станции необходимо иметь емкость для
фреона с газовым и жидкостным
кранами и комплект трубопроводов с
запорной арматурой.
В промытый одним из
перечисленных способов блок
монтируется компрессор, и проводятся
испытания блока на стенде.
Процедуру промывки
можно упростить, если использовать
антикислотные фильтры на магистрали
всасывания. Учитывая, что компрессор
перекачивает фреон в определенном
направлении, можно ограничиться
промывкой участка фреоновой
магистрали от антикислотного
фильтра до входа в компрессор, а
остальную «грязь» собрать на
антикислотный фильтр. Однако одного
фильтра в этом случае недостаточно,
требуется замена первого фильтра
примерно через 2 часа работы
кондиционера.
Значительные
временные затраты, необходимые для
выполнения должным образом всех
перечисленных процедур, на деле
оборачиваются реальной экономией
денег, что, в свою очередь, работает
на авторитет ремонтника, обеспечивая
надежную и безотказную работу
отремонтированного оборудования.
|